расположение опор освещения на тротуаре нормы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «расположение опор освещения на тротуаре нормы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для дорог общегородского значения, к котором относятся центральные улицы поселения с интенсивностью движения до 7 тысяч единиц транспорта в час, норма освещения составляет 20 люкс. Т.е. на 1 кв. метр площади дорожного покрытия должен поступать световой поток мощностью не менее 20 лм.

Существуют определенные нормы и стандарты освещенности, которые обязательны для правильного подбора оборудования. В России конкретно таким документом является СНИП 23-05-95. Он постоянно пополняется и обновляется согласно современным требованиям. Самый свежий свод правил датируется 2011 годом. Он определяет следующие параметры.

Объекты

Средний параметр Еср, лк

не менее

Распределение света Емин / Еср

не менее

Класс

Расположение в городе

Пропускная способность

Федеральные автомагистрали и основные дороги города

30

0,35

А1

За пределами центра

более 10 000 ед/ч

Иные основные улицы

20

0,35

А2

За пределами центра

7 000 — 9 000 ед/ч

Центральные улицы, выходящие на магистрали

20

0,35

А3

В центре

4 000 — 7 000 ед/ч

Основные исторически обоснованные проезды

20

0,35

А4

В центре

3 000 — 5 000 ед/ч

Главные дороги и улицы районного значения

20

0,35

Б1

За пределами центра

3 000 — 5 000 ед/ч

Основные трассы города районного значения

15

0,35

Б2

В центре

2 000 — 5 000 ед/ч

Улицы с транспортным движением и пешеходные дорожки в пределах оживленных районов, исключая трассы с непрерывным движением

15

0,25

В1

Жилые комплексы за пределами центра

1 500 — 3 000 ед/ч

Транспортные и пешеходные дороги в оживленных микрорайонах

10

0,25

В2

Жилые комплексы в центре

1 500 — 3 000 ед/ч

На какие аспекты следует обратить внимание

Сформируем краткий список наиболее важных факторов, из которых следует исходить при решении вопроса проектирования и организации.

  • Возможность качественного обзора не только при недостаточном объеме солнечных лучей, но также и при полном его отсутствии. То есть, в ночное время. В том числе, и с учетом погодных условий, способных в значительной мере ухудшить видимость для водителя или пешехода.
  • Создание благоприятной и полностью безопасной ситуации для управления транспортным средством, пересечении путей в качестве пешехода. К этому аспекту относится не только физическая возможность видимости, но и комфорт при обзоре в ракурсе движения.
  • Корректный выбор осветительных приборов. Они должна обеспечивать водителей и пешеходов достаточным количеством света, чтобы они могли реагировать на маневры и контролировать всю ситуацию в целом. Особенно актуально, если речь идет об участке повышенной опасности. Своевременность реакции в таком случае имеет цену жизни человека. Также к устройствам выставляется ряд требований, связанных с их функциональными возможностями. Способны ли они в полной мере решать возложенные на них задачи. К примеру, допустимо ли их использование в качестве ламп для мокрой дороги, если климатические условия на данный момент подразумевают осадки.

Настоящий стандартустанавливает нормы и методы расчета стационарного искусственногоосвещения автомобильных дорог общего пользования (далее — дороги)вне населенных пунктов, включая объекты дорожного и придорожногосервиса.

Настоящий стандартприменяют при проектировании и эксплуатации вновь устраиваемого илиреконструируемого стационарного искусственного освещения дорог.

Настоящий стандарт нераспространяется на:

-освещение дорог, не относящихся к автомобильным дорогам общегопользования, таких как дороги промышленных, строительных, лесных ииных производственных предприятий, дороги, предназначенные длявременного использования, дороги, расположенные в специальных зонахотчуждения и сооружаемые для нужд обороны или исключительно вспортивных целях;

-освещение автодорожных тоннелей и проездов под путепроводами;

-архитектурное, функционально-декоративное и рекламное освещениеэлементов обустройства дорог, расположенных в пределах полосыотвода и на придорожной полосе.

Расстояние от опоры освещения до дороги, здания, забора

Расстояние от опор освещения до ближайших объектов регламентировано ПУЭ. Выделим из правил расстояние до дорог, зданий, заборов.
На дорогах, улицах и площадях расстояние от бордюра до опоры освещения составляет 0,6 м, на магистральных улицах и дорогах с интенсивным движением — 1 м. Можно сократить расстояние до 0,3 м на дорогах без грузового движения и маршрутов городского транспорта. Если бордюра нет, расстояние от дорожного полотна до опоры освещения — 1,75 м. Когда дорога ограничена кюветами шириной до 4 м, допустима установка опор освещения за кюветом.

Расстояние от опор освещения до балконов, стен и окон жилых домов — 1 м, его допустимо сократить до 0,2 м, если стена полностью глухая.

Расстояние от опор освещения до забора, границы земельного участка или строения также равно 1 м. Если опора освещения поддерживает воздушную линию электропередач (ВЛ), расстояние нужно увеличить до 5 м.

Общие особенности определения расстояния на трассе и в городе

Расстояние от одного столба до другого называют пролетом. Оно меняется в зависимости от ряда условий, поэтому нет четких норм, которыми можно руководствоваться везде. В первую очередь нужно учесть следующее:

  1. Какая зона освещается. Это может быть трасса с разной интенсивностью движения, городские улицы различной ширины или парковые зоны. Нормы для каждого из видов отличаются.
  2. Тип столбов и их высота. Тут важно не только расстояние от фонаря до земли, но и количество плафонов на опоре, их расположение относительно проезжей части и т.д.
  3. Тип источников света и характеристики используемых ламп. Очень часто после замены лампы освещенность меняется, если был использован вариант с другими характеристиками. Поэтому расчеты всегда проводятся под конкретное оборудование, чтобы менять вышедшие из строя лампы на такие же.
  4. Расположение столбов относительно освещаемых участков. Тут важно соблюдать нормы, так как слишком близко ставить опоры нельзя, а если сдвинуть их далеко, то качество света снизится.
  5. Рельеф местности и другие особенности, которые могут влиять на освещенность. Например, на спусках и подъемах нужно располагать фонари так, чтобы ни один участок не остался без света и при этом световой поток не бил в глаза.
  6. Схема расположения столбов. От этого напрямую зависит освещенность дорожного полотна

Глава 15. ОСВЕЩЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

15.1. Для обеспечения безопасности движения транспортных средств и пешеходов, а также повышения пропускной способности дорог в темное время суток предусматривают стационарные осветительные установки. При их проектировании необходимо соблюдать следующие требования:

при выборе типа и способа размещения осветительных установок обеспечивать освещенность дорог в соответствии с нормами на среднюю яркость проезжей части и среднюю горизонтальную освещенность обочин и тротуаров: равномерность распределения яркости (отношение максимальной яркости в отдельных точках проезжей части к минимальной); показатель ослепленности;

выявлять и подчеркивать расположение опасных зон (пересечений и примыканий, сужение дорог, пешеходных переходов, автобусных остановок) за счет изменения цветности источников света, размещения опор и светильников, повышения яркости проезжей части в опасной зоне;

обеспечивать зрительное ориентирование водителей в пути благодаря рациональному размещению опор и светильников, изменению цветности источников света на примыкающих дорогах, ограничению дезориентирующего водителей воздействия огней рекламы, витрин магазинов и охранного освещения объектов, расположенных вблизи от дороги;

не допускать резкого изменения освещенности перед сложными и опасными участками дорог и чередования освещенных и неосвещенных зон, устраивая непрерывное освещение при расположении освещенных участков дороги на расстоянии менее 250 м друг от друга;

добиваться плавного снижения яркости проезжей части на выезде с освещенного участка на неосвещенный, устраивая переходную зону длиной 150-250 м;

стремиться использовать такие элементы осветительных установок, которые отвечают требованиям эстетики и не нарушают вид архитектурного ансамбля дороги и расположенных на ней сооружений;

избегать размещения осветительных опор на тех элементах дорог и пересечений, где их установка может явиться причиной дорожно-транспортных происшествий;

применять опоры, не оказывающие большого сопротивления на срез при наезде автомобиля.

15.2. Стационарное освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать:

в населенных пунктах (по СНиП II-4-79, ч. II, гл. 4. Нормы проектирования. Естественное и искусственное освещение);

на дорогах I категории с расчетной интенсивностью движения 20 тыс. авт./сут и более, достигаемой в первые 5 лет эксплуатации;

на средних и больших мостах (путепроводах) в соответствии с рекомендациями табл. 15.1;

Длина моста (путепровода), м Длина кабельной линии от пункта питания электроэнергией до освещаемого объекта, км Начальная интенсивность движения, тыс. авт/сут, при которой оправдано устройство освещения для ежегодного прироста интенсивности движения, %
5 10 15
50-100 1 8,0 4,0 2,0
5 12,5 7,5 6,0
10 18,5 13,0 9,0
100-200 1 5,0 2,5 1,0
5 9,5 5,0 1,5
10 12,5 8,0 4,5
Более 200 1 4,5 2,5 1,0
5 7,5 3,5 1,5
10 10,0 5,0 2,5

Примечания. 1. В таблице приведена начальная интенсивность движения на двух-, трехполосных дорогах. Для четырехполосных дорог с разделительной полосой ее следует увеличивать в 1,5 раза по сравнению с табличными значениями, а для шестиполосных – в 2 раза. 2. Промежуточные значения допускается определять интерполяцией.

Принципы организации уличного освещения

Основной фактор, который согласно СНиП влияет на расстояние между двумя столбами освещения — это пересечение двух соседних конусов света. Осветительный конус — это условный пучок света, который излучается источником, и падает на освещаемую территорию. При расчёте расстояния между опорами два соседних пучка света должны в итоге пересекаться таким образом, чтобы в зоне их действия минимальный уровень освещённости был не ниже установленных требований.

Осветительный конус с увеличением высоты опоры сильнее расширяется, обеспечивая освещение большей площади. Однако, следует учитывать, что одновременно с этим слабеет интенсивность освещение территории. Регулировать все эти параметры можно несколькими способами. В том числе:

  • путём подбора мощности и типа осветительных приборов;
  • изменением высоты опор;
  • добавлением дополнительных источников света на каждую опору;
  • подбором оптимального расстояния между двумя соседними опорами.

Кроме того, при расчёте расстояния между столбами освещения на трассах, например, учитывается ряд других, второстепенных факторов:

  • высота подвеса фонарей;
  • вылет светильника от края дороги;
  • ширина дорожного полотна;
  • угол наклона лицевой части светильника относительно освещаемой территории;
  • конфигурация дороги и особенности организации движения на ней.

Также при определении расстояния между фонарными столбами учитывается их оптимальное соотношение к высоте. Этот параметр сильно зависит от конфигурации расстановки опор, которая может быть шахматной, односторонней и осевой. Шахматный порядок установки опор — это когда каждая следующая располагается на противоположной стороне улицы или дороги. При такой конфигурации оптимальным соотношением пролёта и высоты столба является 7:1.

Принципы организации уличного освещения

Основной фактор, который согласно СНиП влияет на расстояние между двумя столбами освещения — это пересечение двух соседних конусов света. Осветительный конус — это условный пучок света, который излучается источником, и падает на освещаемую территорию. При расчёте расстояния между опорами два соседних пучка света должны в итоге пересекаться таким образом, чтобы в зоне их действия минимальный уровень освещённости был не ниже установленных требований.

Осветительный конус с увеличением высоты опоры сильнее расширяется, обеспечивая освещение большей площади. Однако, следует учитывать, что одновременно с этим слабеет интенсивность освещение территории. Регулировать все эти параметры можно несколькими способами. В том числе:

  • путём подбора мощности и типа осветительных приборов;
  • изменением высоты опор;
  • добавлением дополнительных источников света на каждую опору;
  • подбором оптимального расстояния между двумя соседними опорами.

Кроме того, при расчёте расстояния между столбами освещения на трассах, например, учитывается ряд других, второстепенных факторов:

  • высота подвеса фонарей;
  • вылет светильника от края дороги;
  • ширина дорожного полотна;
  • угол наклона лицевой части светильника относительно освещаемой территории;
  • конфигурация дороги и особенности организации движения на ней.

Также при определении расстояния между фонарными столбами учитывается их оптимальное соотношение к высоте. Этот параметр сильно зависит от конфигурации расстановки опор, которая может быть шахматной, односторонней и осевой. Шахматный порядок установки опор — это когда каждая следующая располагается на противоположной стороне улицы или дороги. При такой конфигурации оптимальным соотношением пролёта и высоты столба является 7:1.

Говоря о бетонных опорах, стоит отметить их широкую распространённость в России. При этом нужно понимать: здесь важны марка бетона и метод изготовления изделия.

Бетонные столбы недороги, долго служат (до полувека). Им не требуется дополнительный уход.

Однако у такого оснащения есть минусы:

  • отсутствие устойчивости к грунтовым водам и их воздействию;
  • низкая эстетичность.

Тем не менее они прочны благодаря внутреннему арматурному каркасу. Специалисты отмечают и другие плюсы этого варианта:

  • устойчивость к высоким нагрузкам;
  • стойкость к ржавению (коррозии);
  • способность выдерживать температурные перепады – в результате такие опоры подходят для местностей со сложными климатическими условиями.

Сколько весит столб освещения

Железобетонные столбы для ЛЭП сегодня

Марка опоры

длина

вес

СВ-95

9500 мм.

750 кг.

СВ-105

10500 мм.

1175 кг.

СВ-110

11000 мм.

1150 кг.

Нормы уличного освещения

Ниже приведем общие нормы освещения для всех типов. Их обязательно стоит учесть при проектировании уличного освещения.

Нормы уличного освещения в городе

p, blockquote 23,0,0,0,0 —>

Освещаемые объекты Средняя освещенность
Еср, лк
не менее
Распределение освещенности
Емин / Еср
не менее
1 П1. Площадки перед входами Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов, спортивных, развлекательных и торговых объектов 20 0,30
2 П2. Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и пред заводские площади, площадки посадочные, детские и отдыха 10 0,30
3 П3. Пешеходные улицы, главные и вспомогательные входы парков, санаториев, выставок и стадионов 6 0,20
4 П4. Тротуары отделенные от проезжей части дорог и улиц, основные проезды микрорайонов, подъезды, проходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений 4 0,20
5 П5. Второстепенные проезды на территориях микрорайонов, хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков и центральные аллеи парков административных округов 2 0,10
6 П6. Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов 1 0,10

Расстояние между фонарными столбами

Для начала нужно уточнить, что дистанция между двумя ближайшими столбами называется пролетом. Для контроля этих расстояний существуют определенные нормы и требования, которые указаны в СНиП и ГОСТ.

  • необходимый уровень освещенности для определенной территории, где требуется установка фонарей. Для городской местности и деревни эти параметры будут существенно различаться;
  • количество установленных светильников на столбе;
  • мощность и тип осветительного прибора;
  • высота установки фонарей на опорах;
  • вид используемых в светильниках ламп, они могут быть светодиодными, накаливания, люминесцентными и т. д.

Необходимо знать, что наиболее приемлемым расстоянием между столбами для освещения и линий электропередач является расстояние в 35 метров.

Расстояние между фонарными столбами

Для начала нужно уточнить, что дистанция между двумя ближайшими столбами называется пролетом. Для контроля этих расстояний существуют определенные нормы и требования, которые указаны в СНиП и ГОСТ.

Выбрать, какое расстояние будет между опорами уличного освещения в городской черте, в деревенской местности или на частной территории иногда бывает затруднительно. Однако для каждого случая есть четкие пункты, прописанные в СНиП. Их реализация может также быть разной. При соблюдении правил, указанных в регламентирующей документации, дистанция между опорами освещения должна рассчитываться исходя из следующих параметров:

  • необходимый уровень освещенности для определенной территории, где требуется установка фонарей. Для городской местности и деревни эти параметры будут существенно различаться;
  • количество установленных светильников на столбе;
  • мощность и тип осветительного прибора;
  • высота установки фонарей на опорах;
  • вид используемых в светильниках ламп, они могут быть светодиодными, накаливания, люминесцентными и т. д.

На что стоит обратить внимание при установке столбов освещения на дорогах

Бурное строительство в России, а именно разрастание городов, автострад, магистралей, расширение городских и сельских улиц, обуславливает востребованность и увеличение производства опор уличного освещения (именуемые еще столбами освещения или фонарными столбами). Освещение городских магистралей строго регламентировано ГОСТом и СНиП. Уличные объекты разделены на категории и имеют по средней горизонтальной освещенности покрытия:

  • А, дороги с магистральной функцией, главные улицы города не менее 20-30лк.
  • Б, магистральные улицы районного значения – 15-20лк.
  • В, дороги местного значения – 6-15 лк.
Читайте также:  Установление статуса «Ветеран труда Республики Карелия»

Грамотно спроектированная система освещения, обеспечивает водителям на дорогах необходимую видимость, чтобы различать удаленность автомобилей, видеть разметку, а также возможные неровности. Выбор столбов для освещения:

Виды опор выбирают в первую очередь с учетом экономичности материала. На сегодняшний день чаще всего используют металлические опоры для наружного освещения или железобетонные. Деревянные опоры устанавливают, как правило, в сельских местностях, ввиду меньшей загрузки дорог и относительно невысокой стоимости конструкций. Но не зависимо от вида, опоры должны обладать высокой прочностью и устойчивостью к погодным условиям. Железобетонные столбы освещения чаще всего ставят в небольших населенных пунктах вдоль улиц, а кабель прокладывают воздушным путем. Опоры выбирают исходя из нескольких факторов:

  • специфики организации парковки автотранспорта;
  • интенсивность пешеходного трафика;
  • особенности местного рельефа;
  • загруженность трассы.

Наиболее популярные марки для освещения улиц являются опоры СВ. Монтаж опор сам по себе не сложен, но требует наличия специальной монтажной техники, за счет большого веса изделий. Высота опоры освещения варьируется от 1 до 5 метров, а высота магистральной опоры может достигать 25 метров.

В первом случае для защиты опоры используются лакокрасочные средства, а во втором покрытие необходимо осуществлять методом горячего оцинкования. В соответствии с параметрами и особенностями конструкции столба, для него можно подобрать соответствующую опору –например, закладную или анкерную. Котлован для установки опоры роется шире диаметра столба на 15-20 см, после чего заливается бетоном. Высокая прочность подобных изделий обеспечивается благодаря предварительно напряженному бетону.

Расстояние между столбами уличного освещения зависит от мощности осветительного прибора, высоты от земли и вида освещения.

  • С интенсивным движением – расстояние от бордюра до опоры 1 м;
  • На обычных дорогах – 0,6 м;
  • 0,3м – на дорогах без грузового и электротранспорта;
  • Если бордюр отсутствует – 1,75 м.

Современное производство металлических опор позволяет создавать конструктивные элементы любого размера, формы и дизайна. Такие конструкции более легкие, безопасные и долговечные. По сравнению с железобетонными опорами требуют меньше затрат на монтаж и эксплуатацию. Сужаясь кверху, меньше подвержены изгибу при сильных порывах ветра. Данный тип опор зачастую используется для установки на транспортных магистралях и дорогах с различными требованиями освещенности, к примеру, марки , ОГК, и другие, в зависимости от типа дорожного участка и установленного регламента. Металлические опоры освещения изготавливают из стального листа толщиной 3-4 мм. Ствол имеет восьмигранную форму, а высота опоры варьируется от 3 до 14,5 м. Кронштейны могут устанавливаться под разное кол-во светильников. Устанавливая металлические столбы освещения, необходимо сначала подготовить железобетонный фундамент с закладным анкером (анкерная опора) со шпильками, к которым будет крепиться фланец столба. В качестве фундамента можно использовать готовые блочные изделия, или на месте изготовить бетонный раствор, методом заливки со сварной арматурной конструкцией.

Все конструкции состоят из нескольких элементов: несущей опоры, которая обеспечивает вынесение светильника на проектную высоту, кронштейна, светильника, который закрепляется на нем. В качестве источников света могут быть использованы различные светильники и лампы.

Какая высота установки уличного фонаря, светильника наружного освещения?

Как правило, установка светильников наружного освещения, уличных фонарей выполняется на специально предназначенных для наружного освещения опорах. Уличные светильники должны устанавливаться на определенной высоте с соблюдением правил выполнения работ и требований электробезопасности. Также светильники могут быть закреплены на опорах воздушных линий до 1 кВ, размещены на опорах контактной сети электротранспорта, установлены на стенах зданий и сооружений, мачтах (в том числе мачтах отдельно стоящих молниеотводов, высокомачтовых опорах), технологических эстакадах, площадках технологических установок и дымовых труб, парапетах и ограждениях мостов и транспортных эстакад, закреплены на металлических штырях, железобетонных конструкциях зданий и сооружений. Независимо от отметки расположения, уличные светильники могут быть подвешены на тросах, специальных подвесах, укрепленных на стенах зданий и уличных опорах, а также установлены на уровне земли и ниже.

Прежде чем узнать правила, как установить уличные фонари давайте разберемся с видами уличных светильников. Конструкции фонарей уличного освещения бывают двух типов: консольные фонари и торшерные фонари уличного освещения. В первом случае уличные светильники устанавливаются на опорах освещения при помощи кронштейнов и поток света направляется вниз. Как правило, консольные фонари уличного освещения устанавливаются вдоль автомагистралей и транспортных дорог, на площадях, на производственных и складских территориях. Во втором случае, уличный фонарь наружного освещения крепится на опору сверху и поток света направлен во все стороны. Как правило, такие уличные фонари устанавливают на небольшой высоте и используют для освещения парков, дворовых территорий, пешеходных зон, приусадебных участков, садов.

Какая высота фонарного столба с уличным фонарем?

Стандартная высота уличных фонарей, столбов уличного освещения, которые можно купить в бывает 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 метров. Если высота должна быть выше обычной, то используют высокие мачты с прожектором. Высота мачты освещения: до 22 метров — стандартные размеры мачты, высота больше — производство по индивидуальному заказу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *